Olsay Опубліковано: 3 серпня 2012 Поділитись Опубліковано: 3 серпня 2012 Натолкнулся на такую формулировку в одной книге... Фраза была очень общая, но ее суть заинтересовала. Немного погуглил по таким ключевым словам и определил для себя "лидера" рейтинга... Думаю самым самым является изобретение Абрахамом-Луи Бреге турбойома Турбийон — игрушка для богатых Преодолеть силу земного притяжения человек мечтал всегда. Легенды и мифы всех народов запечатлели сказания о смельчаках, попытавшихся взлететь — и поплатившихся за свою дерзость. Но прошли столетия, и, благодаря достижениям авиации и аэронавтики, мечта человечества все же частично воплотилась в жизнь. Поспорить с гравитацией стало возможно — пусть не самостоятельно, пусть с помощью сложной и дорогостоящей техники. Но мало кому известно, что еще в 1801 году отрицать влияние гравитации посмел король часовых мастеров, гениальный изобретатель Абрахам-Луи Бреге. Именно в 1801 было запатентовано «изобретение, применимое к приборам измерения времени» — Tourbillon Regulateur, или турбийон. Великий часовщик потратил на его создание долгих пять лет; в 1823 году он умер, успев продать за свою жизнь всего-навсего 35 часов с турбийонами. Кто-то объясняет столь низкий спрос тем, что изобретение Бреге опередило свое время, иные мотивируют это высокой сложностью и дороговизной механизма, а некоторые и вовсе склонны считать турбийоны красивой, но бесполезной игрушкой. Так ли это? Чтобы разобраться, какая из версий ближе всего к истине, следует обратиться к истории создания турбийонов и рассмотреть причины, побудившие великого Бреге вступить в борьбу с законами природы. Точность хода часовых механизмов во все времена была одной из главных забот часовых мастеров. После всевозможных оптимизаций конструкции узлов и деталей часов, усовершенствования регуляторов хода, механизации обработки деталей, устранения многих других факторов, подвластных человеческому искусству, часовщики вплотную подошли к, казалось бы, неразрешимой проблеме — влиянию на ход часов силы земного притяжения. Особенно сильно страдали от этого распространенные в эпоху Бреге карманные часы. В отличие от напольных, они не находились все время в одном положении, а лежали в жилетных карманах своих владельцев то так, то эдак, сохраняя, правда, преимущественно вертикальную ориентацию. Эти изменения положения негативно отражались на точности хода, так как баланс часового механизма под влиянием гравитации смещался от геометрического центра и изменял амплитуду своих движений. В зависимости от направления этого смещения, часы начинали уходить вперед или отставать, причем однонаправленные погрешности имели свойство накапливаться, а разнонаправленные — компенсировать друг друга. Именно эту возможность компенсации Абрахам-Луи Бреге и решил использовать для нейтрализации влияния земного притяжения. Исходный расчет великого мастера был прост: если часы в течение одной минуты держать в одном положении, а затем столько же времени — в другом, то две накопленных погрешности просто перечеркнут, сведут к нулю друг друга. Однако в реальной жизни ни один владелец не станет следит за тем, чтобы его часы пребывали в разных положениях одинаковое время. Значит, это нужно обеспечить средствами механики, и тогда гравитации сама себя «обезвредит». Сконструированный Бреге турбийон представлял собой миниатюрную мобильную платформу, на которой помещались все детали часового механизма с балансом в центре. Платформа совершала полный оборот вокруг своей оси за минуту. Зафиксированный на ней баланс, по сути, в каждый момент был неточен, однако все его неточности взаимокомпенсировались в течение одного оборота турбийона. Чем чаще часы меняли свое положение — тем точнее они шли. С самого начала часы с турбийоном стали привилегией богачей. Каждое устройство, собранное из сотен микроскопических деталей и весящее не более одного грамма, создавалось годами и только по индивидуальному заказу. Изготовление этого шедевра было под силу только опытным часовщикам. Сегодня турбийоны по-прежнему считаются одним из наиболее сложных устройств часового механизма. Стоимость моделей с турбийонами исчисляется десятками тысяч долларов, а их производством занимается лишь около 20 всемирно известных часовых марок, таких, как Breguet, Cartier, Patek Philippe, Blancpain, Zenith, Omega, Silberstein, Antonio Prezuiso, Franck Muller, Vacheron Constantin, Ulysse Nardin, Audemars Piguet, IWC, Girard-Perregaux, Parmigiani, Daniel Roth и другие. Турбийон - одна из самых сложных и дорогих часовых функций." class="tooltip">Турбийоны производятся лимитированными партиями — например, ежегодный тираж Sky Moon Tourbillon от Patek Philippe составляет всего четыре экземпляра. Впрочем, в данном случае спрос и предложение вполне соизмеримы — ведь эти часы стоят ни много ни мало 1 миллион долларов. Современные турбийоны состоят из 40-90 частей, весят около 0,5 грамма и изготавливаются из сверхлегких материалов, таких, как титан. Кроме классической модели в часах можно встретить и ряд модификаций, например, турбийоны, совершающие один оборот не за одну минуту, а за 30 секунд, за 4 или 6 минут. В 1927 году Альфред Гельвиг изобрел «парящий» (flying) турбийон, ротор которого зафиксирован только с одной стороны. Эта конструкция более сложная и менее надежная, чем традиционная, зато гораздо более изящная и эффектная. Последнее немаловажно, есть учесть тот факт, что большинство производителей делают турбийон открытым. За его работой можно наблюдать сквозь окошко в циферблате. Для настоящего ценителя неустанное вращение миниатюрного механизма, состоящего из множества мельчайших деталей — зрелище поистине завораживающее. Впрочем, многие эксперты утверждают, что внешней эффектностью, собственно, и исчерпывается практическая польза от архисложного и мегадорогого турбийона. Более того — его нередко называют вредоносным и приписывают свойство понижать точность хода наручных часов. Так ли это? Увы, аргументы противников турбийона нельзя назвать необоснованными. Нужно помнить, что Бреге создавал турбийон, исходя из особенностей эксплуатации карманных часов. Сегодня, когда карманные модели перешли в разряд экстравагантных диковинок, турбийоны устанавливаются на наручные часы. В отличие от своих предшественников, они находятся преимущественно в горизонтальном положении — поэтому турбийон зачастую только дестабилизирует баланс, пребывающий в оптимальной для него позиции: перпендикулярно к вектору действия силы тяжести. Да и сам создатель турбийона не отрицал, что в горизонтальной плоскости его обороты совершаются вхолостую. Кроме того, энергия, необходимая для непрерывного вращения турбийона, заимствуется собственно у баланса — «сердца» часового механизма, отвечающего за точность хода. Количество отнимаемой энергии в целом некритично, однако формальная «вредоносность» налицо. Точность хода наручных часов с турбийонами укладывается в допуск +6 -4 секунды в сутки. Для механических часов это весьма неплохой показатель, но до кварцевых механизмов ему далеко. Итак, турбийон сложен, хрупок, астрономически дорог и практически бесполезен. И — то ли вопреки этим факторам, то ли благодаря им — является безусловной принадлежностью элитных часов и бесспорным свидетельством тонкого вкуса и умения ценить истинное искусство. Парадокс? Отнюдь нет. Просто к турбийонам, как и к любым другим шедеврам, неприменимы критерии оценки заурядных вещей. Они демонстрируют безграничные возможности настоящего мастерства — а это дорогого стоит, не так ли? Окошечко в таких дорогущих часах находится с тыльной стороны часов - так, что любоваться этим бесполезным чудом человеческого гения может втихую только сам владелец часов, когда их снимет с руки. Ментальный онанизм... А что бы Вы отнесли в категорию гениальных , но бесполезных изобретений..? 1 Посилання на коментар Поділитися на інших сайтах More sharing options...
Рекомендовані повідомлення
Створіть акаунт або увійдіть у нього для коментування
Ви маєте бути користувачем, щоб залишити коментар
Створити акаунт
Зареєструйтеся для отримання акаунта. Це просто!
Зареєструвати акаунтУвійти
Вже зареєстровані? Увійдіть тут.
Увійти зараз