Перейти до публікації
Пошук в
  • Додатково...
Шукати результати, які містять...
Шукати результати в...

Освітлення, лінії 12/24В, cвітлодіоди, аварійне освітлення...

wow4yk

Рекомендовані повідомлення

Після того, як мої електрики вже немало напартачили (напр. 1, 2), вирішив самостійно зайнятись вивченням життєздатності чергової ідеї.

 

Говорив електрикам, що хочу в майбутньому більшість освітлення перевести на 12/24В і світлододи. Але тепер розумію, що вони тим не парились.

 

Зазначу що проводка в мене променева і практично всі точки/групи освітлення в квартирі мають своє живлення заведене в щиток. Хоча треба буде ще раз звірити все після "електриків". Розводка на освітлення була вся зроблена проводом 2х1.5мм2.

 

Маю намір більшість освітлення перевести на світлодіодне з живленням 12/24В.

Думаю є зміст організувати "централізоване" живлення 12/24В для освітлення, не обовязково всього і не тільки для освітлення.

 

Спробую перелічити переваги, які, на мою думку, можна отримати в результаті. На істину не претендую.

 

а) економія на окремих "драйверах" кожної світлодіодної лампочки для 220В

 

б) менше підключене навантаження у випадку світлододного освітлення, що акутальне для квартири;

 

в) можливість використання як аварійного освітлення (живлення від акамулятора), також актуальне для систем охорони, відеонагляду, розумного будинку і тд.

 

г) 12/24В живлення більше безпечне, що акутальне для ванної кімнати (планую і витяжний вентиялтор в стелі санвузла по можливості 12В ), а також таке живлення "компенсує" відсутність захисного PE проводу в розводці освітлення.

 

Але коли почав глибше вивчати це питання, вже після того як електрики зробили проводку, то виявилось не все так райдужно.

 

1) Січення і довжина проводів

 

Фізику і електротехніку призабув, а електрики і словом не заікнулись що при низьковольтному живленні січення і довжина проводів стає критичною, з точки зору втрат і падіння напруги. Забув чому для ЛЕП дають кіловольти...

 

Тепер би заставив зробити розводку на освітлення 2.5, бо бачу що 1.5 получилось "на межі".

Колись натикався на цей ресурс, але непомітив що він і втрати вміє розрахуовувати. Тому накидав був собі "ексельку" для розрахунків. Правда в моїх розрахунках довжину проводу треба ділити на два щоб отримати допустиму довжину відповідного двохжильного кабелю.

Якщо взяти мій провід 1.5мм.кв, то так виглядає 10Вт "світлодіодну лампу" (грубо кажучи аналог 100Вт лампи розжарювання?), з 5% втратами можна заживти кабелем 30м, що не так вже й погано. Якщо ж 50Вт то тоді треба 24В для макс. довжини близько 25м.

Більшість світильників-підсвіток в мене мабуть попаде в межі 10-20м, але є і такі що віддаль від щитка 25-30м.

 

В принципі можна змиритись і з більшими втратами, але лампи можуть світити не на повну потужність через просідання напргуи.

 

Треба буде переміряти опір освітлювальних ліній. Може нарешті куплю мультиметр і навчусь ним користуватись... :) А то і в авто вже давно з електрикою проблеми.

 

2) Світильники-лампи

 

Потрапляли на очі світлодіодні люстри і світильники на 220В - чесно кажучи ціни не порадували. Хоча в догостроковій перспективі може би і не пошкодував грошей, але зараз є інші потреби.

Найбільш ідеальним варіантом уявляв собі наступний алгоритм:

наразі ставлю звичайні світильники на 220В. А пізніше, підбираю відповідні світлодіодні замінники ламп в ці світильники, а в щитку перекидаю живлення світильника чи групи на 12/24.

Спробував проштудіювати це питання з точки зору світлодіодних ламп(цоколів) на 12/24В і різноманітних перехідників - може комусь пригодиться. Одним словом виглядає що можливо.

 

Але тут ще є нюанси

- треба слідкувати за полюсністю ламп;

- хороше тепловідведення від світлододних ламп;

 

Мушу зазначити, що багато цікавих ламп 12В можна знайти в галузі сонячної енергії.

 

Вимикачі з підсвітками і дімери вдікидаю зразу, бо насікльи розумію зі світлодіодами(і не тільки) вони не дружать.

 

Мабуть з таким підходом треба буде немало побавитись з світлододними лентами на підсвітки, але їх в мене не багато. В крайньому випадку можу залишити їх живлення через драйвери струму від 220В і не паритись.

 

З точки зору аварійного освітлення, мабуть має зміст живлення цих ліній відразу організувати від акамулятора(ів).

Але з чого легше(бюджетніше) почати організовувати централізоване живлення 12В, блок живлення від 220В чи акамулятор ?

 

Які ще речі не враховано ?

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Але з чого легше(бюджетніше) почати організовувати централізоване живлення 12В, блок живлення від 220В чи акамулятор

При реализации подобного проекта в качестве основного питания был применен тр-тор 220/12 с выпрямительными мостами. При пропадании внешнего электроснабжения АВР переключал на питание от АКБ.

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Які ще речі не враховано ?

Долго размышлял на эти темы, и пришел к такому решению. Переводить основной свет на низкое напряжение смысла нет. Большинство люстр и плафонов идут с цоколями E27 или E14, все светодиодные лампы с такими цоколями - на 220 В. Точечные к патрону вообще не привязаны - GU10 или GU5.3 просто идут в комплекте (и то не всегда) и стоят пару гривен.

Но имеет смысл вместе с основной проводкой заложить вторую - резервную. Именно так и поступил - поставил два низковольтных щита, куда свел со всех помещений 2х0,75. В щитах поставил три колодки - "-", "+" и "+" от сумеречного реле.

Питание проще всего взять от аккумулятора ИБП газового котла - там и стабилизатор 12В и контроллер аккумулятора.

Немного подробнее рассказывал в этих темах:

1

2

3

схема

и др.

  • Лайк 1
Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Які ще речі не враховано ?

 

Тоже в свое время загорелся идеей. Находил сравнительное тестирование светодиодных и люминесцентных ламп. По светоотдаче светодиоды не лучше. Пока. Но существенно дороже. 10Вт светодиод не заменит 100Вт лампочку. Пока. Также, имеют сложности со спектром излучения. Белых светодиодв в природе не существует. Это синие светодиоды, в которых часть света преобразуется в другие цвета. При преобразовании возникают потери. В итоге светодиоды или синеватые или тусклые. Если ситуации, когда необходимо аварийное освещение случаются редко - то может, преобразователь к аккумулятору и люминесцентные обычны лампочки будут дешевле в создании и пользовании, чем светодиодное освещение. ИМХО.

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

По светоотдаче светодиоды не лучше. Пока. Но существенно дороже. 10Вт светодиод не заменит 100Вт лампочку. Пока... Белых светодиодв в природе не существует. Это синие светодиоды, в которых часть света преобразуется в другие цвета. При преобразовании возникают потери. В итоге светодиоды или синеватые или тусклые...

может, преобразователь к аккумулятору и люминесцентные обычны лампочки будут дешевле в создании и пользовании, чем светодиодное освещение. ИМХО.

Уже не так - светодиодная отрасль развивается не по дням а по часам. На сегодня диоды эффективнее люминесцентных где-то вдвое (субъективное мнение - сам сравнивал), есть вполне комфортные белые диоды. Потому ставить инвертор 12/220 для ламп дневного света - не лучшее решение (у себя вначале рассматривал именно такой вариант, потом отказался).

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Для автора темы.

При переводе на 12/24В освещение у Вас будут "лишние" затраты на преобразование. Светодиодные светильники имеют гораздо ниже световую мощнось, по сравнению с обычными лампами. По крайней мере бытовые версии. Есть светодиодные фары на автомобилях, но их стоимость заставляет отрезветь. К тому же они требуют хорошего охлаждения(принудительного). Физика нам говорит - чудес не бывает, энергия не берется из ниоткуда и не исчезает никуда. Маркетинговые сказки о якобы повышеной мощности, при меньшем потреблении, ловушка для неосведомленого потребителя. Информацию нужно получать от максимально независимого источника.

Я, к примеру, очень разочаровался в "энергосберегающих" лампах. Кроме экономии электричества и долговечности "плюсов" больше нет. Как минимум, зрению они более вредны из-за узкополосного излучения. Кому интересно(надеюсь), можете погуглить. Со светодиодами тоже не все пока гладко. Галогеновые лампы выигрывают у обычных ламп накаливания более высокой мощностью при том же потреблении.

С аварийным освещением конечно, намного удобнее, тем более, что оно необходимо очень редко и на небольшой период. Генератор необходим для сильноточных потребителей, без которых невозможно обойтись - холодильник, насос,котел. Если готовится к апокалисесу, то дешевле найти хорошего психотерапевта, который сможет убедить, что все мы рано или поздно покинем этот мир.:beer:

  • Лайк 1
Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

ююю с цоколями E27 или E14, все светодиодные лампы с такими цоколями - на 220 В.

Уже ні, я там в першому пості давав зсилочку на свою доку по лампам-цоколям. Напр 1, 2, 3.

А крім того є перехідники різноманітні.

 

Добавлено через 2 минуты

Но имеет смысл вместе с основной проводкой заложить вторую - резервную.

Писав вище - в мене майже всі світильники заведені в щиток. Можна вибирати що переводити на 12/24 і коли.

 

Добавлено через 6 минут

Немного подробнее рассказывал в этих темах:

1

2

3

схема

и др.

За зсилочки дякую

 

Добавлено через 4 минуты

преобразователь к аккумулятору и люминесцентные обычны лампочки будут дешевле в создании и пользовании, чем светодиодное освещение. ИМХО.

 

Потому ставить инвертор 12/220 для ламп дневного света - не лучшее решение (у себя вначале рассматривал именно такой вариант, потом отказался).

 

В першому пості згадувва - багато цікавого можна знайти в галузі сонячної енергії(батарей). Там по задумці живлення низьковольтне.

 

Наприклад лампи 12/24В (люмінесцентні) - ось і не треба інверторів 12/220 :)

 

Взагаліто оптимістично дивлюсь в сторону світлодіодів, тому що вони стають доступнішими і вдосконалюються з кожним днем. А проводка в квартирі не на пару ж років зроблена.

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Наприклад лампи 12/24В (не світлодіодні!) - ось і не треба інверторів 12/220

Ціну тих ламп оцінили? :) Все одно в них вбудований перетворювач, так що втрати будуть. І при виході з ладу колби або баласту викидати прийдеться всю лампу (за що не дуже то полюбляю КЛЛ).

Все ж таки з engeneer'ом згоден: при 12/24В — світлодіоди.

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Ціну тих ламп оцінили? Все одно в них вбудований перетворювач, так що втрати будуть.

Я розгалдаю рішення вище, як план на майбутнє, тому приймати остаточні рішення відштовхуючись від цін які є на сьогоднішній день вважую помилковим.

 

Думаю ціна з часом на такі лампи буде зменшуватись.

 

Але така лампочка може вбити два зайці - і аварійне освітлення і основне освітлення в одній лампі без недоліків світлодіодів(спектр, яскравість і тд.).

 

Ну звісно заставляти когось купувати ті лампочки не буду :) просто наводжу приклади, що одні і ті самі задачі можна вирішувати по різному.

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Спектр КЛЛ залежить від люмінофору, так само як і в білих світлодіодах. Тут різниці немає.

Якщо заморочуватися з 12/24VDC, то, IMHO, потрібно брати менш складне рішення. Драйвер, що керує світлодіодами, простіше електронного баласту КЛЛ. ;) IMHO. І немає перетворення 12/24В в високу напругу.

  • Лайк 1
Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Спектр КЛЛ залежить від люмінофору, так само як і в білих світлодіодах. Тут різниці немає.

Якщо заморочуватися з 12/24VDC, то, IMHO, потрібно брати менш складне рішення. Драйвер, що керує світлодіодами, простіше електронного баласту КЛЛ. ;) IMHO. І немає перетворення 12/24В в високу напругу.

 

Я також за світлодіоди при 12/24В. Просто навів пркилад, що при 12/24 всерівно ще залишаються можливості вибору для "кінцевого корситувача". Навіть ті ж галогенки 12В існують, на крайняк ті що для авто.

 

Добавлено через 1 час 50 минут

Щоб не бути обмеженим в 12 або 24В, думаю поставити два акамулятора по 12В. Для 12В ліній тоді можливо брати на вибір з кожного акамулятора, а коли терба 24 то брати з їх послідовного зднання.

 

Але може це правильно робиться інакше?

 

Чи є якісь готові ршення для такого "мульти вольтного" живлення оптимальні по ціні ?

 

Добавлено через 3 минуты

Також турбує одне питаня.

Лінії в 20-30м для живлення світлодіодів 12В - чи не почну я ловити наводки що впливають на роботу світлодіодів?

Напркилад від ліній 220В які получаються поряд в штукатурці ?

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Не буде ніяких наводок.

Таку схему перекидання з 12 в 24 не вважаю нормальною. Т.я. аккумулятори в різному стані вмикаються послідовно.

  • Лайк 1
Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Щоб не бути обмеженим в 12 або 24В, думаю поставити два акамулятора по 12В. Для 12В ліній тоді можливо брати на вибір з кожного акамулятора, а коли терба 24 то брати з їх послідовного зднання.

Але може це правильно робиться інакше?

Чи є якісь готові ршення для такого "мульти вольтного" живлення оптимальні по ціні ?

Аккумуляторы в ИБП всегда по 12 В. Организовать подобную схему проще простого: провести 3х2,5, синий - "- 24", желто-зеленый - "ноль", красный - "+24". Между синим и красным - 24 В, две другие комбинации - 12 В.

 

Но, если развить идею, стоит предусмотреть еще 48 В - на этом напряжении работают мощные инвертора (IS3), потому солнечные системы чаще всего делают именно на 48 В. Кроме того, это самое практичное напряжение для светодиодного освещения - потери на преобразование минимальны, на токовый драйвер можно подключать до 11 диодов.

  • Лайк 1
Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

48 В... это самое практичное напряжение для светодиодного освещения - потери на преобразование минимальны, на токовый драйвер можно подключать до 11 диодов.

Прошу прощения у ТС.

engeneer, можно этот момент поподробнее:

- о максимальной эффективности напряжения в 48 В (переменное или постоянное?),

- о каком именно драйвере идет речь и о каких именно 11-ти диодах?

Спасибо!

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

о максимальной эффективности напряжения в 48 В (переменное или постоянное?)

Наразі мову вели про постійну ніби. Наскільки розумію така напруга ще безпечна і в одночас в 4 рази менші втрати на лініях в порівнянні з 12В - можна солідну люстру світлодіодну заживти :)

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

wow4yk, догадываюсь, что о постоянном говорим. Но там сказано о неких преобразованиях, потери на которые минимальны...
Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Наразі мову вели про постійну ніби. Наскільки розумію така напруга ще безпечна і в одночас в 4 рази менші втрати на лініях в порівнянні з 12В - можна солідну люстру світлодіодну заживти :)

Конечно, постоянное. Речь о токовом драйвере 350 или 700 мА. 48 - максимальное напряжение, которое можно подать на большинство серийных драйверов. Чем больше диодов удается подключить в цепь, тем меньшие потери. При напряжении 48 В в зависимости от рабочего напряжения диода и падения на драйвере удается включить 11-12 кристаллов.

Подобная схему, например, делали в киевском

(Бессарабский квартал) - каждой линией управляет один 3-канальный RGB драйвер, питание 48 вольт.
Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Колись натикався на цей ресурс, але непомітив що він і втрати вміє розрахуовувати.

Если не ошибаюсь, этот ресурс делает расчеты только для переменного тока. На постоянном токе потери в проводнике будут больше, чем на переменном.

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Если не ошибаюсь, этот ресурс делает расчеты только для переменного тока. На постоянном токе потери в проводнике будут больше, чем на переменном.

 

Вроді по моїм розрахункам все майже сходилось з цим ресурсом для 12-24 вольт :unknown:.

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Если не ошибаюсь, этот ресурс делает расчеты только для переменного тока. На постоянном токе потери в проводнике будут больше, чем на переменном.

Для постоянного работает закон Ома - в первом посте wow4yk привел Excel-программу, которая корректно считает потери - при этом справедливо заметил, что длину линии нужно удваивать...

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

При напряжении 48 В в зависимости от рабочего напряжения диода и падения на драйвере удается включить 11-12 кристаллов.

Можно ссылку на тех.параметры этих диодов?

И, что является источником постоянного тока 48 В в киевском Ski-баре?

 

Добавлено через 10 минут

Вроді по моїм розрахункам все майже сходилось з цим ресурсом для 12-24 вольт :unknown:.

Да, действительно. И автор программы пишет об этом же в комментарии:

"Расчеты справедливы для переменного и постоянного токов. Возникающие погрешности, зависящие от рода тока сопоставимы с погрешностями расчета и округлений и гарантированно компенсируются предлагаемым запасом. Номиналы автоматов зависят только от тока, а сами автоматы должны быть рассчитаны на напряжение, которое выше заданного при расчете."

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Можно ссылку на тех.параметры этих диодов?

И, что является источником постоянного тока 48 В в киевском Ski-баре?

Блок питания Mean Well 48 В 12,5 А

 

В цепочки можно объединять любые диоды, например, эти - рабочее напряжение 3,4 В

1581125749_.thumb.jpg.6e34cb2cee6c361d76279032588a42b6.jpg

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

engeneer, Спасибо, мысль Вашу понял. Озвучу ее здесь развернуто, чтобы было понятно всем читателям:

- с целью минимизации потерь в проводниках использовать максимальное из безопасных напряжений 48 В DC,

- для преобразования применять токовые драйверы DC-DC U вх ном. = 48 В, а для еще большей эффективности (в необходимых случаях) использовать эти драйверы с U вых. = 48 В и светодиоды подключать последовательно на общую сумму падения напряжений на каждом из них.

Согласен с тем, что с позиции минимизации потерь и эффективности предложенный Вами вариант оптимален.

 

По поводу фото с драйверами в коробке IP65. В свое время столкнулся с проблемой отвода тепла при таком варианте. Как и в Вашем случае, хаотично насверленных отверстий в нижней части коробки было недостаточно (особенно летом). Правда, охлаждение в моем случае было пассивным. Как решаете эту проблему?

  • Лайк 1
Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Как и в Вашем случае, хаотично насверленных отверстий в нижней части коробки было недостаточно (особенно летом). Правда, охлаждение в моем случае было пассивным. Как решаете эту проблему?

На фото - только блоки питания, драйвера расположены в другом ящике. Блок питания брали с запасом. Но, главное, другое: диоды оказались настолько яркими, что программно пришлось ограничить мощность до 15% - этого для световых эффектов более чем достаточно.

Посилання на коментар
Поділитися на інших сайтах

Створіть акаунт або увійдіть у нього для коментування

Ви маєте бути користувачем, щоб залишити коментар

Створити акаунт

Зареєструйтеся для отримання акаунта. Це просто!

Зареєструвати акаунт

Увійти

Вже зареєстровані? Увійдіть тут.

Увійти зараз
×
×
  • Створити...